Электронные весыСервис электронных весовО компанииКонтактыДля дилеров

(499) 703-44-03

Методические указания поверки весов электромеханических для статического взвешивания и взвешивания в движении типа "КУРС"

1 Область применения

Настоящая методика предназначена для поверки весов вагонных электромеханических для статического взвешивания и взвешивания в движении типа «КУРС» (только в части весов для статического повагонного и потележечного взвешивания по ГОСТ 29329), выпускаемых ООО «КАСцентр» г. Москва и 000 «ФаСТ» г. Владивосток, и регламентирует первичную поверку, поверку после ремонта на специализированном предприятии, а также периодическую поверку в эксплуатации и после ремонта на месте эксплуатации. Весы в движении поверяются по ГОСТ Р 8.598-2003 «Весы для взвешивания железнодорожных транспортных средств в движении. Методика поверки».

Межповерочный интервал — не более 1 года.

Поверка производится представителем органов государственного надзора, допущенным в установленном порядке к поверке весоизмерительной техники.

Настоящая методика распространяется на модификации весов КУРС-1/75К (для статического потележечного взвешивания на одном весовом модуле), КУРС-2/150К (для статического повагонного взвешивания на двух весовых модулях), тип которых утвержден в установленном порядке.

Весы подвергаются первичной поверке:

- после монтажа на месте эксплуатации;

- после демонтажа и ремонта грузоприемной платформы;

- после калибровки (юстировки) весов и ремонта весового измерительного устройства;

-после замены силоизмерительных датчиков или ремонта (замены) устройства их крепления, замены кабеля, соединяющего сами датчики с весоизмерительным устройством.

Весы подвергаются периодической поверке:

- по истечении 1-го года эксплуатации после предыдущей поверки;

- после ремонта на месте эксплуатации грузоприемной платформы без ее демонтажа.

 

2 Нормативные ссылки

В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:

ГОСТ 29329-92 Весы для статического взвешивания. Общие технические требования.

ГОСТ 7328 — 2001 Гири. Общие технические условия

ГОСТ 12.2.003- 91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

Пр 50. 2. 006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений

Пр 50. 2. 007-94 ГСИ. Поверительные клейма

 

3 Операции и средства поверки

При проведении поверки должны быть выполнены операции и применены средства, указанные в таблице.

 

Наименование операции Номер пункта методических указаний Средства поверки и их нормативно-технические характеристики
1 2 3
3.1 Внешний осмотр 6.1 -
3.2 Опробование весов 6.2 -
3.3 Проверка погрешности устройства установки на нуль
3.4 Определение погрешности нагруженных весов:
- определение погрешности каждого весового модуля весов;
- определение погрешности весов в целом.
- 3.5 Проверка независимости показаний весов от положения груза на грузоприемном устройстве (модуле).
- 3.6 Определение порога чувствительности весов.
6.3

6.4


6.4.1

6.4.2

6.5



6.6

Гири класса точности Mi по ГОСТ 7328-2001 Гири класса точности по ГОСТ 7328-2001, спецгрузы и балластные грузы






Гири класса точности по ГОСТ 7328-2001


Гири класса точности Mj по ГОСТ 7328-2001

 

Примечания

1 Средства поверки, перечисленные в столбце 3 таблицы, могут быть заменены аналогичными, обеспечивающими требуемую точность и пределы измерений.

2 Если весы соединены кабелем  с весоизмерительными  устройствами и другими устройствами - электронной обработки,  информации о взвешиваемом грузе (ЭВМ, принтер и т.п.), то весы поверяются вместе с этими устройствами.

3 По  желанию Весовладельца, в зависимости от общей массы предоставленных на поверку эталонных и балластных грузов, весы могут быть поверены не до наибольшего предела взвешивания, указанного в паспорте весов. При этом максимальное значение нагрузки указывается в свидетельстве о поверке.

 

4 Требования безопасности

При проведении поверки должны соблюдаться общие правила техники безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003, а также требования безопасности, указанные в эксплуатационной документации на поверяемые весы, и применяемые средства измерений.

 

5 Условия поверки и подготовка к ней

Условия поверки должны соответствовать рабочим условиям, установленным в эксплуатационной документации, при отсутствии атмосферных осадков и скорости ветра не более 5 м/с

Перед поверкой весы должны быть выдержаны при заданной температуре не менее 2 ч, время включения весоизмерительного устройства до начала поверки должно быть не менее времени, указанного в эксплуатационной документации.

Применяемые при поверке эталонные гири должны иметь действующий срок поверки, спецгрузы должны быть аттестовано в установленном порядке.

При выполнении поверочных работ допускается регистрировать результаты измерений, используя сервисные функции системы, в том числе заносить эти результаты в базу данных, распечатывать соответствующие протоколы данных измерений.

 

6 Проведение поверки

6.1 Внешний осмотр

6.1.1 При внешнем осмотре проверяют:

- комплектность поверяемых весов;

- отсутствие видимых повреждений сборочных единиц весов и электропроводки;

- целостность соединительных кабелей;

- наличие заземления, знаков безопасности и соответствие маркировки требованиям ГОСТ 29329 и эксплуатационной документации на поверяемые весы;

-соответствие внешнего вида весов, фундамента и примыкающих к  весам подъездных путей требованиям эксплуатационной документации на весы конкретного типа.

 

Опробование весов

6.2.1  При опробовании  проверяют  взаимодействие  и  работоспособность  всех элементов весов и их функциональные возможности:

включают измерительную аппаратуру весов и прогревают в течение времени, указанного в эксплуатационной документации на весы конкретного типа;

- устанавливают нулевое показание ненагруженных весов;

- при наличии у весов при статическом взвешивании и при взвешивании в движении различной дискретности проверяют изменение дискретности весов при переходе с одного режима взвешивания на другой (для каждого режима взвешивания при наличии нескольких отсчетных и регистрирующих устройств проверяют наличие единой дискретности);

- прокатывают по весам состав с любыми вагонами и убеждаются, что показания изменяются, а значения индикации и регистрации не отличаются друг от друга;

- после разгрузки весов убеждаются, что не произошло смещение нуля;

- проверяют сервисные функции весов (при наличии) согласно требованиям, указанным в эксплуатационной документации на весы конкретного типа.

Допускается совмещение этих операций с другими операциями поверки.

 

6.3  Проверка погрешности устройства установки на нуль

- Погрешность устройства установки на нуль определяют (при отключенной автоматической установки на нуль) перед определением других метрологических характеристик нагруженных весов. Для этого установить нуль при пустом грузоприемном устройстве и помещать последовательно эталонные гири массой по 0,1 е на грузоприемное устройство до тех пор, пока при какой-то нагрузке ДЬ показание весов не увеличится на 1е. Погрешность установки на нуль Е подсчитывается по формуле: Е = 0,5 е — AL, и не должна превышать 0,25 е.

 

Определение погрешности нагруженных весов

6.4.1 Определение погрешности весов (каждого модуля)

Погрешность каждого  модуля весов  определяют при нагружении и разгружении нагрузками, равными НмПВ, 500 е, 2000 е и НПВ.

При необходимости допускается перед определением погрешности устанавливать нулевые показании на табло нажатием соответствующей клавиши на клавиатуре весов.

Абсолютное значение погрешности  определяется как разность между показаниями весов и действительным значением массы эталонных гирь.

Погрешность каждого модуля весов не должна превышать значений, указанных  в  в ГОСТ 29329 и эксплуатационной документации на весы.

Допускается определять  погрешность  с  использованием  балласта  несколькими способами:

- способом последовательных замещений;

- способом определения действительной массы балласта на других контрольных весах

При использовании способа последовательных замещений весы (модуль) последовательно нагружают эталонными гирями массой не менее 25% НПВ. Затем эталонные гири с грузоприемного устройства весов снимают, а на их место помещают балласт. Масса балласта должна быть равна или немного меньше массы снятых с платформы эталонных гирь. Массу балласта определяют по показаниям поверяемых весов с учетом поправки для ближайшей из поверенных ранее эталонными гирями точек шкалы. Замещение эталонных гирь балластом проводят необходимое число раз вплоть до НПВ.

При использовании способа определения действительной массы балласта на других контрольных весах погрешность контрольных весов должна быть не менее чем в 3 раза меньше погрешности поверяемых весов. Поверяемые весы нагружают сначала эталонными гирями, после этого, не снимая гирь, балластом. Массу балласта непосредственно в процессе поверки определяют на других контрольных весах (с учетом поправки). Поправки к показаниям контрольных весов определяются при их поверке эталонными гирями.

Примеры расчета погрешности нагруженных весов при использовании при поверке балласта приведены в Приложении 1.

При использовании балласта погрешность допускается определять только при нагружении.

Погрешность нагруженных весов не должна превышать предела допускаемой погрешности, установленного в ГОСТ 29329.

При наличии устройства для цифровой регистрации каждое измерение должно сопровождаться отпечатком. При наличии суммирующего устройства суммирование должно быть однократно проверено промежуточным и окончательным итогами. Разность между отпечатанными данными и соответствующей массой эталонных гирь не должна превышать значений допускаемых погрешностей по ГОСТ 29329. Наибольшая разность между результатами взвешивания и регистрации, полученными на разных отсчетных и регистрирующих устройствах одних и тех же весов и для одной и той же массы при одном измерении, не должна превышать значений допускаемых погрешностей, установленных в ГОСТ 29329.

 

6.4.2. Определение погрешности нагруженных весов в целом.

6.4.2.1 При поверке весов, состоящих из двух модулей, нагружение их осуществляется "связывающим" эталонным грузом на обе платформы одновременно. Например, установкой весоповерочной тележки с гирями не менее 40т, таким образом, чтобы одна колесная пара тележки находилась на одном из грузоприемных модулей весов, а другая колесная пара тележки  в это  время  находилась на другом  модуле  весов.  Затем  дополнительно  на грузоприемные модули помещают  эталонные гири или спецгрузы известной массы. Для определения погрешности весов фиксируют не мене двух показаний весов.

Абсолютную погрешность весов определяют как в 6.4.1.

Погрешность весов не должна превышать значений, указанных в ГОСТ 29329 и эксплуатационной документации.

6.4.2.2 При поверке  весов для статического  потележечного взвешивания вагонов на одном  модуле (далее  весы)  допускается использование  весоповерочного  вагона  (или открытой платформы с эталонными грузами).

Для определения погрешности весов каждая тележка пустого весоповерочного вагона должна быть взвешена на весах не менее 3-х раз.

Полученные шесть показаний значений массы каждой тележки вагона суммируют повагонно. При этом получают три значения массы порожнего вагона.

Загружают порожний вагон равномерно эталонными гирями массой не менее разности между НПВ и значением, равным массе порожнего вагона, умноженной на 1,5 с округлением до 1 т, а затем взвешивают каждую тележку груженного вагона не менее 3-х раз в центре грудозприемного модуля. Полученные шесть показаний значений массы каждой тележки груженного вагона суммируют повагонно. При этом получают три значения массы груженных вагонов.

Определяют значение массы эталонных гирь как разность между результатами взвешивания каждого груженного и порожнего вагона .

Погрешность весов для взвешивания вагонов в целом определяется как разность значения массы эталонных гирь определенной выше указанным способом и номинальным значением массы используемых эталонных гирь.

Погрешность весов  не должна  превышать значений, указанных  в эксплуатационной документации для взвешивания вагона.

Пример расчета погрешности приведен в Приложении 2.

Примечание — погрешность весов для статического потележечного взвешивания может определяться при соблюдении ряда условий:

- если длина грузоприемного устройства весов позволяет проводить взвешивание вагонов в два приема;

- если владелец весов предоставляет в территориальный орган Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии протокол нивелировки грузоприемного устройства и примыкающих к нему с обеих сторон рельсовых путей (не менее чем на длину вагона), согласно которому поверхность головки обоих рельсов по всей длине зоны взвешивания и примыкающих путей по вертикали не хуже ± 1 мм;

 

6.5 Проверка независимости показаний весов.

Проверка независимости показаний весов от положения груза на каждой грузоприемной платформе и на весах в целом, производится путем нагружения платформ гирями массой равной 20% от НПВ весов над каждой парой тензорезисторных датчиков и на серединах платформ.

Отклонение каждого из показаний весов при различном расположении гирь на грузоприемных платформах, не должна превышать ± 1е ( е — цена поверочного деления весов).

 

6.6 Определение порога чувствительности весов.

Порог чувствительности весов определяют не менее чем при трех значений нагрузок, включая НПВ и НмПВ, путем плавного снятия или установки поочередно на каждую грузопримную платформу весов, находящихся в равновесии, гирь-допусков, равных по массе 1,4е, при этом должны соответственно измениться показания весоизмерительного устройства на 1е.

 

7 ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОВЕРКИ

7.1 Положительные результаты поверки оформляют в соответствии с Пр 50.2.006 с нанесением  оттиска поверительного  клейма с соответствии  с  Пр  50. 2.  007  в  месте, предусмотренном эксплуатационной документацией, и выдачей "Свидетельства о поверке".

При отрицательных результатах поверки весы к эксплуатации не допускаются. Отрицательные результаты поверки оформляют соответствии с требованиями Пр 50. 2. 006.

 

Приложение 1

Пример 1. Использование способа последовательных замещений по п. 6.4.1 Поверка периодическая  в  эксплуатации.  Поверяемые  весы  имеют  НПВ=75 т, поверочная цена деления и дискретность при измерениях е=d=50кг. Общая масса эталонных гирь  составляет 18  тонн.  Точки, в  которых  необходимо  определить  погрешность нагруженных весов, 2 т (НмПВ); 18 т; 25,0 т (500 е)  75 т (НПВ).

Производим нагружение весов эталонными гирями для определения погрешности нагруженных весов в точке НмПВ (2,0 т), показание весов 2050 кг, погрешность равна +50 кг (предел допускаемой погрешности ±50 кг), в точке 18 т показание весов 18050кг, погрешность равна 50 кг, (предел допускаемой погрешности ± 50кг), поправка к показаниям весов в этой точке равна минус 50 кг. Эталонные гири с весов снимают и на их место помещают балласт массой близкой к 18 т. Масса балласта по показаниям поверяемых весов составила 17950 кг, с учетом поправки фактическая масса балласта составляет 17950 — 50 = 17900 кг. После этого, не снимая балласта, весы нагружают эталонными гирями массой 7 т. Показания весов составляют 24950 кг. Погрешность весов в этой точке диапазона: 24950 -( 17900+ 7000 ) = +50 кг( предел допускаемой погрешности в этой точке ±50 кг). Поправка к показаниям весов в этой точке равна минус 50 кг. Эталонные гири с весов снимают и на их место помещают балласт массой близкой к 24950 кг. Масса балласта по показаниям поверяемых весов составила 24900 кг. Действительная (фактическая ) масса балласта с учетом поправки составляет 24900 — 50 = 24850 кг. После этого, не снимая балласта, весы нагружают эталонными гирями массой 18 т. Показания весов составляют 42900 кг. Погрешность весов в этой точке диапазона 42900 — ( 24850 +18000 ) = +50 кг ( предел допускаемой погрешности в этой точке ± 100 кг). Поправка к показаниям весов минус 50 кг. Эталонные гири с весов снимают и на их место помещают балласт массой близкой к 42800 кг. Масса балласта по показаниям поверяемых весов составила 42850 кг., с учетом поправки 42800 кг. После этого, не снимая балласта, весы нагружают эталонными гирями массой 18000 кг. Показания весов в этой точке 60850 кг. Погрешность весов в этой точке диапазона 60850 кг — ( 42800 + 18000) = + 50 кг (предел допускаемой погрешности в этой точке ±100 кг), поправка к показаниям весов равна минус 50 кг. Эталонные гири с весов снимают и на их место помещают балласт массой близкой к 60850 кг. Масса балласта по показаниям поверяемых весов составила 60900 кг, с учетом поправки фактическая масса балласта составляет 60900 — 50 = 60850 кг. После этого, не снимая балласта, весы нагружают эталонными гирями массой 14 т. Показания весов составляют 74900 кг. Погрешность весов в этой точке диапазона: 74900 — (60850 + 14000) = + 50 кг (предел допускаемой погрешности ±100 кг).

Вывод: результаты  поверки  положительные,  весы пригодны  к  дальнейшей эксплуатации.

 

Пример 2. Использование способа взвешивания балласта на контрольных весах по п. 6.3.1 Поверка периодическая в эксплуатации. Поверяемые весы как в примере 1. Общая масса эталонных гирь 18 т. Производим нагружение весов эталонными гирями для определения погрешности нагруженных весов в точке НмПВ (2 т) показания весов 2050кг, погрешность равна +50кг (предел допускаемой погрешности  ± 50 кг), в точке 18, т, показания весов 18050 кг, погрешность равна +50 кг (предел допускаемой погрешности ±50 кг). После этого нагружение весов производим с помощью балласта, действительную массу которого определяем на контрольных весах, с НПВ 80 т с ценой поверочного деления 20 кг. Поверка этих весов должна производиться непосредственно перед поверкой основных весов для определения поправок в тех точках, в которых будет производиться определение действительной массы балласта. При проведении поверки контрольных весов оказалось, что в точке 55 т погрешность составила + 40 кг (предел допускаемой погрешности для этой точки диапазона взвешивания ± 60 кг), следовательно, поправка равна минус 40 кг. Общая масса балласта должна быть около 55 т, при поверке использовались 6 бетонных блоков массой около 9,5 т каждый. Определение общей действительной массы блоков на весах с НПВ 80 т показало, что общая масса блоков составляет 55 400 кг с учетом поправки 55360 кг.

После помещения балласта на поверяемые весы в дополнение к эталонным гирям показания весов составили 73300 кг. Погрешность весов: 73300 — (18000 +55360) = — 60 кг (предел допускаемой погрешности ±100 кг).

Вывод: результаты поверки положительные, весы пригодны к дальнейшей эксплуатации.

 

Приложение2

Класс точности весов по ГОСТ 29329............................... средний

НПВ весов.....................................................................150 т

НПВ одного весового модуля...........................................75 т

Масса тары вагона Мт.................................................... 22,6 т

Масса используемых эталонных гирь Мэ

(НПВ — 1,5-Мт, округленно) .............................................40 т

Дискретность весов 50 кг

Цена поверочного деления одного модуля........................50 кг

Цена поверочного деления весов для потележечного взвешивания вагона в целом .... 100 кг

Таблица

Обозначение оси Расположение на грузоприемном устройстве Показания весов, т
Порожний вагон (а) Груженый вагон (в)
Первая тележка 1-е взвешивание
2-е взвешивание
3-е взвешивание
11,35
11,35
11,30
31,40
31,45
31,35
Вторая тележка 1-е взвешивание
2-е взвешивание
3-е взвешивание
11,35
11,35
11,35
31,40
31,45
31,35
Сумма первой и второй тележек 1-е взвешивание
2-е взвешивание
3-е взвешивание
22,7
22,7
22,65
62,8
62,9
62,7
Полученная масса эталонных гирь для каждого из трех значений Мn:
Мn1 = b – a = 62,8 – 22,7 = 40,1 т
Мn2 = b – a = 62,9 – 22,7 = 40,2 т
Мn3 = b – a = 62,7 – 22,7 = 40 т
Абсолютная погрешность определяется как Δ i = Мn — Мэ для каждого измерения и составила:
Δ i = 40100 –40000 = 100 кг
Δ i = 40200 –40000 = 200 кг
Δ i = 40000 –40000 = 0

 

Пределы  допускаемой  погрешности  в  диапазоне взвешивания эталонных гирь  в эксплуатации составляют ±200 кг.

Вывод: результаты поверки положительные, весы пригодны к дальнейшей эксплуатации.

Нач. отдела ФГУП СНИИМ И. Г. Цибин

С.н.с. ФГУП СНИИМ  С.П.Тюменцева


Global CAS:  Корея
Купить электронные торговые, напольные, складские, лабораторные, крановые веcы CAS.
2006 © Все права защищены.Ранние публикации
Rambler's Top100 История изменения тИЦ

Яндекс.Метрика